Спасибо! Ваша заявка успешно отправлена.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения всех деталей заявки.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения всех деталей заявки.
За прошедшие полгода американские соцсети Facebook и Instagram, принадлежащие корпорации Meta*, лишились в России значительной части своей пользовательской аудитории. Такие данные проводит компания Forbes Mediascore по результатам собственного исследования.
После начала спецоперации на Украине данные сервисы неоднократно публиковали ложные материалы о ситуации, в частности дискредитирующие действия российских вооруженных сил. Удалять данный контент в руководстве компаний отказались, после чего доступ к ним на территории России был заблокирован.
С момента ограничения доступа, введенного Роскомнадзором, количество пользователей Facebook* упало в 8 раз, а Instagram* — в 4 раза. В своих расчетах авторы исследования брали во внимание только сессии продолжительностью более 5 минут, так как в случае более краткосрочных посещений пользователи сталкиваются с неработающей функциональностью и быстро покидают платформу/приложение.
До начала операции на Украине среди пользователей Instagram* в России числилось около 37,8 миллиона человек. Постепенно это количество начало снижаться: в марте их было 30 миллионов, в апреле вдвое меньше. В июле количество посещений сократилось до 10,6 миллиона, из которых продолжительностью более 5 минут обладали только 5,5 миллиона.
Еще активней падала активность россиян в Facebook*. В феврале аудитория соцсети составляла около 9 миллионов человек, а в июле она снизилась до 1,9 миллиона пользователей, причем продолжительные сессии были всего у 300 тысяч обладателей аккаунтов.
В свою очередь представители объединения «Роскомсвобода» высказали сомнения относительно объективности предоставляемых данных. Они отмечают массовый переход россиян на использование VPN-клиентов, обеспечивающих смену IP-адреса пользователя при присоединении для обхода блокировки. В результате точность подсчетов, проведенных специалистами Forbes Mediascore, вызывает определенные вопросы. В свою очередь авторы исследования указывают на применение алгоритмов, обеспечивающих учет как прямого входа, так и посещения страниц соцсетей при помощи VPN-сервисов.
Если иностранные соцсети столкнулись с оттоком пользователей, то мессенджер Telegram, наоборот, приобрел их. Только в марте ежедневное количество пользователей сервиса выросло почти на 50 %, или 13,1 миллиона человек. В дальнейшем аудитория увеличивалась незначительно, достигнув в июле текущего года 41,5 миллиона человек.
Эксперты отмечают, в Telegram россияне бросились за новостным контентом, в первую очередь освещающим события на Украине. Большое количество каналов, удобство прочтения контента и отсутствие каких-либо блокировок сделали мессенджер очень популярным среди россиян. При этом здесь продолжают функционировать каналы заблокированных в России СМИ, например иноагента «Медуза» с миллионной аудиторией подписчиков.
Почти на 10 %, с 46 до 50 миллионов, выросло количество пользователей «ВКонтакте», причем основной прирост пришелся на март. Аналитики считают, его обеспечил переход на платформу российской соцсети обладателей собственного бизнеса в Instagram*. Вместе с этим рассчитывать на резкий прирост пользователей VK было сложно за счет и без того огромной клиентской базы, охватывающей значительную часть населения страны старше 12 лет.
В свою очередь представители «ВКонтакте» указывают не только на прирост количества клиентов, но и увеличение среднего времени сессии. За шесть месяцев текущего года каждый пользователь соцсети стал проводить в ней на 7 % больше времени.
Аналитики не исключают прироста аудитории пользователей мессенджера Discord, но его представители проигнорировали запросы от Forbes Mediascore. Еще один тренд электронных СМИ — организация рассылки сообщений через e-mail. Такой формат не только обеспечивает обход блокировок, но и позволяет диверсифицировать каналы доведения информации до целевой аудитории.
Еще одно направление — работа с браузером Tor и доменной зоной .onion, позволяющими обходить блокировки за счет предоставления пользователям условий анонимности работы в интернете. Фактически все основные западные СМИ и площадки, заблокированные в России, перебрались в данный сегмент «мировой паутины». Пока они не пользуются большой популярностью, но в случае дальнейшего ужесточения ситуации с работой СМИ не исключен рост числа пользователей браузера Tor.
* Компания Meta (ей принадлежат Facebook, Instagram) признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ
Спасибо! Ваша заявка успешно отправлена.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения всех деталей заявки.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения всех деталей заявки.
Спасибо! Ваша заявка успешно отправлена.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения всех деталей заявки.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения всех деталей заявки.